alonestalker (alonestalker) wrote,
alonestalker

Болотистый ММБ весна 2018. Впечатления от команды №327 Вонючая нога

Итак, это мой седьмой ММБ… Вообще, цифра «7» для меня хорошая, но это был самый тяжелый ММБ! Наша команда №327 «Вонючая нога» - жена Сова и друг Лис настроены решительно брать всё по максимуму, идти с максимально возможной скоростью и, если получится, ближе к промфинишу и на втором этапе бежать. Для этого решили собирать максимально легкие рюкзаки. За счет грамотной командной подготовки удалось сэкономить порядка килограмма-полутора веса. Из тяжелого мы не взяли вообще никакого газового-горелочного оборудования, взяли один ножик на троих, мы с Совой отказались от термобелья по моей глупости (и очень зря), не взяли ни одного запасного комплекта батареек для фонаря, что оказалось в тему – весной день длиннее, по темноте шариться почти не приходится. Из лишнего взяли многовато воды (1л воды и 0,7л каркадэ с саган-даля), но кто знал, что воду на дистанции можно будет потреблять через кожу:). Мы готовились к жаре, солнцу и кратковременным ливневым дождям и грозам…
Расклады прямо перед ММБ были не совсем позитивными в плане физической готовности максимально ломить – на майских мы с женой ходили вдвоем в пеший поход первой категории сложности на 9 дней по Туапсинскому и Сочинскому району, где изрядно ушатались и нагулялись за счет того, что пришлось очень много лазать по заросшим склонам и скалам в связи с почти полностью заросшими тропами и дорогами. Помимо всего прочего, и выспаться в том походе не удалось из-за сбитого графика и наличия немалого количества медведей на местности. Прошли там порядка 130 км, из которых наверно процентов 40-45 была по азимуту. Конечно, на полноценное восстановление в такие короткие сроки после подобного похода надеяться было бессмысленно.
Стартовать мы решили под закрытие старта, и вот в 00:45 мы стартуем. На старте встретили наших знакомых из команды №643 «Шыло»: Андрея, Наташу, Белку, Князя, Макса, Мишу. А после старта сразу уже традиционно встретили Мишу Попова (№1067 «Пряник Тульский»). На карте вырисовывался рогейн, с которого шла линейка на спецэтап. Текущий настрой - брать всё без штрафов, но со старта попридержать коней. Можно было слить КП стоимостью до 2 часов, и мы выкинули №1 и №12. ММБ задал жару уже с самого старта: нас начало поливать хорошим таким дождем, и под ногами были сплошные болота, местами, как мы любили говорить - по самые Нидерланды)). Особых сложностей на рогейне не испытали, но поняли, что в дальнейшем будет очень и очень непросто, в особенности, если погода не улучшится. Рогейн взяли в следующем порядке: 5-2-3-6-10-13-4-11-8-9-7. Ориентировались втроем, друг друга подбадривали, командное взаимодействие на высоте. Идти было весело, много шутили, прикалывались и просто общались о жизни, и так было на всей дистанции. Отличная команда очень много решает как в походе так и в подобных соревнованиях. На рогейне встретили Мишу Богатырева и Настю (команда №504 Отщедрот). Встречи со знакомыми людьми заряжают необычайно в таких непростых условиях.
При выходе с 7 КП начало ощутимо светать, на поле спустился туман. Какая же была красота! Хотелось сесть и любоваться на всё это и никуда не торопиться. Но это ММБ, надо идти:) Очень жаль, что не было с собой какой-нибудь легкой 100-граммовой мыльницы с IP68 с приемлемым качеством фотографий – на дистанции было очень много красивейших природных пейзажей.
Дождь периодически начинался и переставал, и так наверно было раз 10. Вымокали все до нитки. С 15 КП началась достаточная жесть. Мы пошли по ЛЭП, и это было одно из самых фееричных препятствий на всем ММБ, судя по прочитанным отзывам участников. На деле оно так и было – все залито водой (в общем-то как и 75% дистанции первого этапа), валялись срезанные кусты и бревна, образовывавшие под водой двойное дно. Здесь то и вышло боком то, что мы не взяли с женой термобелье, к тому же сейчас наступило самое холодное время суток. Мда… Появились очень серьезные мысли о нашем сливе, и даже стали смотреть варианты. Выхода все равно не было, до слива еще добраться надо, а там и вовсе представлялась картина, что выйдем на станцию, да и там состояние улучшится, а потом жаль будет, что не продолжили борьбу. Тем более, ноги находились пока еще в нормальном состоянии, за исключением того, что в самом начале жене прилетело на броде бревном в ногу, которое случайно подвинула одна из участниц. Нога периодически болела, но идти было можно. Знатно проматерившись на просеке ЛЭП на все невзгоды жизни, мы прорвались на дорогу, где стали потихоньку рассматривать варианты взятия спецэтапа «Инверсия». Разгадали его достаточно быстро и пошли вновь штурмовать болота и канавы. Спецэтап взяли быстро, запомнились красивые болотистые пейзажи и стремные переходы по бревнам через канавы. У нас с Лисом периодически песком и глиной забивались кроссовки, пришлось их промывать в более-менее чистой воде, не снимая с ног. На этом этапе стало понятно преимущество спидкроссов с их мелкой сеткой и более оптимальным протектором для подобных условий. Жена шла в спидкроссах, а я шел в Саломоновских треккинговых кроссовках XA Pro 3D с более широкой колодкой. Если честно, я боялся за свой прооперированный год назад голеностоп (восстанавливали все порванные связки с внешней стороны), поэтому и пошел в треккинговых кроссовках. После операции я первый раз иду по таким условиям в низких кроссовках. Но в итоге – ни одного подворота ног не было – я максимально контролировал то, куда наступаю, даже в состоянии полного невнеменоза, и похоже, на этом ММБ у меня ушел психологический страх подвернуть ногу. Да и мышцы уже пришли в должный тонус за такое то время, тем более после операции на месте мы не сидели – бегали, в ПВД и походы ходили, просто много гуляли. А вот гамаши, похоже, вещь лишняя – в подобных болотах они съежились и просто болтались двумя кусками ткани на ногах как бы их не поправлял… В следующий раз хорошо подумаю, стоит ли брать с собой гамаши на ММБ.
После спецэтапа мы пошли дальше по дистанции, кое-где начали попадаться дороги, но это продолжалось недолго. На 21ОКП дежурили наши знакомые волонтеры: Лу, Медвед. Пообщались минут 5 и продолжили ориентирование. Перед 22КП вновь встретили команду ШЫло, состоящую из наших друзей. Часть ребят уже двигались на сход с дистанции, но большинство еще продолжали борьбу.
Мы встряли на поле между 22 и 23 КП в переходе через канаву. Глубина – больше метра. Нам всем в голову пришла не очень здравая идея перебросить рюкзак жены через канаву. В итоге, два раза мы его окунули. Благо, спальник, надежно упакованный в мусорный пакет, оставался сухим. Но только до утра промфиниша… Но это уже другая история. На фоне падения рюкзака в воду мы с женой немного поругались, снова думали, что пора сливаться и уже пошли было сливаться в разные стороны-направления. Выпустив пар, собрались на поле, проверили рюкзак (спальник не распаковывали из пакета), покушали шоколад и пошли дальше. Да, без команды в таких ситуациях очень трудно… Участвовав каждый из нас по одиночке, мы бы слились скорее всего.
Перед 23 КП на реке Киржач стоял Декатлон с бульоном и горячим чаем. Горячее питье и костер восстановили наши силы, настроение и мотивацию. Для пущего согрева до 23 КП мы немного пробежались. Дальнейшая дистанция запомнилась очень живописными таежными дремучими лесами, неповторимой красотой и дикостью берегов реки Молодынь в районе 24 КП. Изюминка дистанции! Было ощущение, что мы идем где-то в тайге Красноярского края за сотни километров от цивилизации.
На смену карт мы пришли примерно в 13 часов дня, зависать там не стали, взяли карты и пошли дальше. Случайно опрокинул воду с судейского тента себе за шиворот... На переходе реки Молодынь были жутчайшие вязкие говна почти по колено. В дальнейшем нас ожидала длинная линейка КП и огромный рогейн перед промфинишем. Сначала начали думать, как оптимальнее взять рогейн, но в итоге решили, что будем смотреть исключительно по состоянию нашему перед рогейном.
Начало сильно накрывать усталостью к 27 КП, появились глюки. Мне казалось, что мы идем по какому-то индийскому полю мимо индийского болота с крокодилами и что надо идти аккуратно и следить, чтобы крокодилы не напали. При этом у меня получалось представлять где мы находимся на карте, ориентироваться, понимать, сколько осталось до КП и как его найти. Вскоре мы вновь опять пошли по сырому, и холодная вода в ногах пробудила меня, после чего я понял, что я все же на ММБ. Да, усталость и недосыпы с Кавказской пешки выходят боком…
На 28КП встретили лосиху и двух лосят на расстоянии наверно метров 15 от нас! Да, везёт нам в этом мае на диких зверей: на Кавказе с медведем две встречи, здесь с лосем.
На 29 КП немного заблудились, уйдя севернее, но сумели дружно сориентироваться, и, после проведения разведки, нашли его. А там стояли судьи – наши друзья: Корнет, Оля Грибы, Виталий, Бурундук, Катя. Как приятно видеть знакомые лица! Такие моменты дорогого стоят! Пообщавшись минут 5, мы продолжили движение дальше, и поняли что сил на рогейн у нас уже в общем-то нет, и в лучшем случае возьмем попутные КП. Дождь и количество участников сделали свое дело – дорогу через ур. Чертов угол размыло вхлам, и она представляла из себя потоки воды и жутчайшие говна на много километров. Скорость упала до 3 км/ч, начали забиваться ноги. И тут мы уже поняли – либо мы берем часть рогейна и не доходим до промфиниша, либо возьмем, что возьмется и идем на промфиниш. В итоге, промучились тут изрядно, взяли из последних сил 30 и 34 КП и почапали на промфиниш. Фееричнейшие болота, дороги-реки, и невозможность обойти все это по более сухому. Попробовали сунуться в азимут в направлении на Промфиниш, но поняли, что 7 км азимута до прома можем и не осилить, по дороге убив окончательно ноги из-за банальной потери концентрации внимания. Вода на дистанции, что сверху, что снизу сделала свое черное дело, высосав все силы. Где-то по пути на промфиниш встретили Мишу Попова, который намеревался идти брать рогейн и в итоге пришел на промфиниш аж в 2 ночи.
До промфиниша в никаком состоянии добрели к 21:45, пройдя 70 км. Встретили там Васюка в составе волонтеров-судей, которые забрали у нас карточки и поздравили с приплыздом на Промфиниш. Погрелись у костра участников, пообщались с Лешей Султрековым и пошли ставиться. Как готовили ужин я почти не помню, помню фрагментами, что пилили какие-то сухие елки, разводили костер в полной сырости, кушали замечательное сушеное мясо и картофельное пюре, приготовленное женой. При постановке тента я фатально накосячил, вследствие чего пенки вылезали из-под тента на улицу… По сухой погоде это было простительно, о чем мне говорил еще полгода назад Корнет, но сейчас это вышло боком. Примерно под утро пошел дождь, и вся вода с тента стекала аккурат на наши коврики. Просыпались мы из-за того, что было жутко холодно спать в мокром пуховом спальнике, но вроде кое-как удалось поспать часа 4… вот такой вот жопыт.
Подъем был жестким. Хотелось слиться и больше не заниматься туризмом вообще. Вдобавок ко всему жутко болела голова. Один из соседей услышал мои причитания и угостил парой таблеток пенталгина. Спасибо тебе, добрый человек!
Собирались и кушали под проливным дождем. Спальники – два мокрых кирпича, и выжимать пух ни в коем случае нельзя. Испортить спальник можно. Вещи все так же насквозь мокрые. Просто запихали все по рюкзакам как придется, благо свободное место позволяло. Нас с женой спасли неопреновые носки, которые мне все же хватило ума положить в рюкзак и флисовые кофты. Изначально думал брать только облегченные москитные сетки… Лис шел в термобелье, но неопреновых носок у него не было.
По выходу нашему с промфиниша в 8:45 дождь как-то поутих, и погода начала улучшаться. Изначальный настрой был идти только по обязательным КП на финиш. На карте увидели, что в начале был рогейн, после которого шла линейка в сторону финиша. Сразу как-то быстро разгулялись, и решили что будем брать все КП по оси дистанции, но сливая западную часть рогейна. Вокруг нас были неповторимые пейзажи родных хвойных лесов. Рогейн взяли в следующей последовательности: 45-46-52-53-50-49-51-59-60, выиграв побольше запасного времени до финиша. На линейке и вовсе открылось второе дыхание, потхоньку начало проглядывать солнце, и мы прибавили в скорости, дабы было запасное время на случай непредвиденных ситуаций перед финишем, вспоминая вчерашние говна. Но если вчера болот и воды было процентов 75 дистанции, то сегодня картина отличалась в противоположную сторону! Да и по выходу с рогейна включилось некое шило-финишило, которое нас неуклонно сближало с финишем дистанции. На втором этапе было больше ориентирования, не было столько очевидных троп, часто приходилось думать как пройти оптимальнее, и это радовало.
На 61ОКП стоял Сплав, на котором мы снова встретили Васюка, который в этот раз был по ту сторону компостера, знакомых участников - Александра Дегтярева и Игоря Эльмана. Попили вкусного сладкого каркаде (аж сейчас захотелось попить при написании отчета!).
Дальше начали уже формироваться паровозы из участников, фактически за которыми и шли дальше к финишу, периодически кого-то обгоняя, и периодически нас кто-то обгонял. Встретили команду Кураган в составе Ирины и Александра Сафоновых на 63КП.
На 66ОКП стояли наши знакомые волонтеры-судьи Корнет, Оля Грибы, Катя, Бурундук, с которыми мы пообщались минут 10 и пошли уже на финиш через 67-68 КП. На 67 КП запомнилась красивая бобровая плотина и разлив на реке с зеленой ряской.
Финиш – нечто. В лучах вечернего солнца мы вышли на поле. Красивый русский пейзаж, солнце, освещающее каждое деревце и травинку, вид финиша на горизонте! Это был самый запоминающийся последний километр к финишу. Красота неописуемая. Финишировали мы в 18:45, в общей сложности пройдя за этот этап 38 км. На финише дежурили наши друзья-волонтеры: Лиса, Лу, Медвед.

Спасибо любимой жене и другу Лису за отличную команду! Благодаря отличному командному взаимодействию мы дошли до финиша и показали максимум! Вонючая нога победит любое болотное зло! Это было чудесный незабываемый и яркий ММБ!
Спасибо организаторам, волонтерам и участникам за очередной весенний праздник Лося! Отдельное спасибо Лисе, жене Лиса, за теплую встречу на финише и вкусные сосиски и Лу, которая поделилась с женой теплой кофтой в столь неприветливую погоду межсезонья.
Дистанция была мегасложная, но из 7 пройденных ММБ, пожалуй, одна из самых красивых, если не самая красивая! Было очень тяжело за счет того,что погода была явно не за нас и что не было возможности обойти говны, но всё очень понравилось. Мышцы ног изрядно забиты, побаливает правый голеностоп на подъеме, но думаю, что пройдет за недельку-другую, стоит его подзакачать. Впервые я прошел дистанцию, не одевая ортопедические наколенники вообще, и даже мыслей не было, что свидетельствует о хорошей закачке коленей и о светлых перспективах!
Уже с середины второго этапа с нетерпением жду осеннего ММБ!
Результат говорит о возглавлении топ-300 или попадании даже в конец топ-200. По текущим погодным условиям я считаю, что это отличный результат. Сейчас уже практически не болят ноги, прошел и голеностоп, хотя, если честно, после финиша я послал свои пальцы на ногах в жопу.

Выводы и мысли:
-надо подтягивать физуху и больше бегать. Все же, полгода подготовки для резкого подъема по результату совсем-совсем мало. Стараться бегать по пересеченной местности с изрезанным рельефом, например, в Битцевском парке. Будь дистанция в сильно пересеченной местности – нам пришлось бы тяжелее раза в три;
-за две недели перед ММБ лучше физически не упарываться и не ходить в спортивные походы, не участвовать в других соревнованиях по типу рогейнов и т.д. Есть риск упороться и не восстановиться должным образом;
-контролировать свое состояние на промфинише и не допускать обидных ошибок. Хорошо, что смогли в этот раз настроиться и включиться на второй этап. Но ошибка с торчащими ковриками непростительная и обидная, все же, не первый раз хожу. Так же, быть предельно аккуратными с пуховым спальником в сырую погоду;
-если планируется дождь, однозначно брать как термобелье так и неопреновые носки. Потеряли очень много сил, мерзнув… Ошибка так же обидная и непростительная, как завснару – мне еще учиться и учиться…
-гамаши на ММБ скорее всего не нужны, нежели нужны. Смысла их возить порожняком в рюкзаке нет.
-порожняком таскал экшн камеру. Зачем? 200 граммов веса, и ничего даже не поснимал, хотя дистанция была очень красивая;
-прокачивать фонарь. Найти что-то универсальное многоцелевое как для походов так и для ММБ. В фонаре кнопка начала выходить из строя, да и сам он не из легкого десятка (весит 190 гр) и на аккумах 18650.